> Советы молодым родителям

Советы молодым родителям

117 советов молодым мамам и папам

1. Начинающим родителям часто кажется, что они не в состоянии справиться с обрушившимися на них после рождения ребенка проблемами – кормлением, пеленанием, уходом и другими трудностями.

Не нужно пугаться, такое настроение – своеобразная депрессия молодых родителей, особенно матерей, чей организм ослаблен родами. Наступающее в некоторые моменты отчаяние - всего лишь характерный симптом, типичный для многих женщин в послеродовой период.

Постепенно такие настроения уходят, стоит только научиться отвлекаться. Уделяя больше внимания приятным мелочам – выбору красивой одежки для малыша, прогулкам на свежем воздухе (они полезны и необходимы и малышу), просмотру «женских» журналов, и заранее не ставить перед собой глобальных проблем.

Со временем все уладится, кажущиеся неразрешимыми задачи решаются почти сами собой. В этот же период у вас могут появиться навязчивые мысли о заброшенности, ненужности, может показаться, что муж к вам охладевает, друзья и близкие не уделяют вам должного внимания. Не отчаивайтесь – эти деструктивные мысли формируются под воздействием общего утомления нервной системы. В данный момент вы склонны принимать ваши фантазии, неверные неблагоприятные прогнозы и тяжелые мысли за реальность.

В особенно критических случаях полезно посоветоваться с психотерапевтом, который познакомит вас с лечебными методиками преодоления навязчивых состояний. Но наибольшую помощь могут оказать вам близкие, прежде всего муж.

2. Лучший советчик в воспитании ребенка – ваша интуиция, которой следует доверять больше, нежели различным советам знакомых.

Даже не слишком опытные молодые матери способны сами разобраться в том, что лучше для ребенка. Следует руководствоваться собственными убеждениями и не делать того, чего не хочется, иначе это принесет минимальный или даже отрицательный результат.

Ваш ребенок прекрасно чувствует, что нравится родителям, а что нет. Если мать испытывает неудобства или находится в скверном расположении духа, то ребенок будет ощущать не меньший дискомфорт, даже если мать постарается скрывать плохое самочувствие.

3. Очень важно поддерживать и укреплять психологическую и эмоциональную связь с малышом, которая способствует более благоприятному его развитию.

Для этого нужно как можно раньше наладить эмоциональный контакт с ребенком. Обязательно реагируйте на сигналы, которые подает ваш малыш.

Кормление ребенка грудью – одно из главных условий тесной связи между вами. Постарайтесь где только можно носить малыша с собой. Совместный сон с ребенком – тоже важный фактор вашего взаимопонимания..

4. Любовь к ребенку – надежный помощник и гарантия его благополучного воспитания.

Ваше плохое настроение, раздраженность передаются ребенку. Спокойная доброжелательность – наиболее ценное для воспитания ребенка качество.

Все дети, как и взрослые, разные, а значит, никто не знает особенностей вашего малыша лучше вас. Не пытайтесь постоянно сравнивать своего ребенка с соседским, он – другой. Изучайте своего ребенка, ведь вы – лучший исследователь, наиболее опытный специалист в той области знания, которая называется «мой ребенок».

5. Организм взрослого человека с точки зрения его развития отличается от организма ребенка не только размерами и пропорциями тела, но и протекающими в нем жизненными процессами.

Эта разница тем больше, чем меньше ребенок. К самым важным отличиям относятся скорость и разнообразие перемен, устойчивое постепенное развитие организма ребенка. Самый высокий темп изменений наблюдается в первый год жизни, последующие всплески развития – в шестилетнем возрасте и в период полового созревания.

В эти моменты жизни происходит быстрый рост и увеличение массы тела, изменяются пропорции, но самые большие перемены касаются психики. Нарушается общее равновесие жизненных процессов, что проявляется, в том числе и частыми заболеваниями, и более тяжелым течением некоторых болезней.

Первые недели жизни новорожденного

6. Период новорожденности – это промежуточный этап между жизнью в утробе матери и жизнью вне ее организма, продолжающийся около 4 недель.

Новорожденный переживает шок, связанный с рождением и первым столкновением с внешним миром, теряет непосредственную физическую связь с матерью в момент перерезания пуповины (которая окончательно отпадает через несколько дней).

Приспособление к новым условиям требует возникновения и усовершенствования многих механизмов, управляющих правильным дыханием, кровообращением, пищеварением, поддерживанием постоянной температуры тела, увеличения массы, выделением продуктов жизнедеятельности.

7. Знание характерных особенностей воспитания ребенка и ухода за ним в первые недели жизни уменьшает чувство страха и бессилия перед новым незнакомым существом.

Собственная оценка реакций и потребностей новорожденного помогает справляться с обязанностями, которые взваливают на себя родители с первых дней жизни маленького человека.

8. Здоровый новорожденный ребенок спит, плотно сомкнув веки, большую часть дня.

Это неглубокий, поверхностный сон, во время которого ребенок совершает резкие нескоординированные движения конечностями, неосознанные мимические движения (гримасничает), иногда напоминающие улыбку, напрягает мышцы спины.

Открывает веки, совершает бессознательные, бесцельные движения глазками. Дети рождаются с согнутыми ручками и ножками, а затем долго учатся их разгибать самостоятельно. Поэтому не рекомендуется пеленать малыша с вытянутыми ручками и ножками, так как эта поза для него противоестественна.

9. Кожа здорового малыша сразу после рождения розовеет, у него недостаточно развиты потовые железы, поэтому кожа немного суховата и при плохом уходе могут образоваться опрелости.

На 2-3-й день после рождения у ребенка может пожелтеть кожа. Это обусловлено функциональной незрелостью печени. Такая желтуха называется физиологической и, как правило. Исчезает бесследно через 1-2 недели.

10. В короткие периоды бодрствования, которые постепенно становятся все продолжительнее, здоровый ребенок энергично двигает ручками и ножками, временами громко кричит с гримасами плача на лице, но без слез, так как слезные железы еще «не дозрели».

На неприятные раздражители новорожденный реагирует криком, общим возбуждением, напряжением тела, движением рук и ног. Подобные реакции наблюдаются при болезненном вздутии живота (газовых коликах).

11. Способность регулировать температуру (поддерживать температуру тела) у новорожденного также еще не развита.

Он легко переохлаждается (кожа становится прохладной на ощупь) и перегревается, при этом наблюдаются беспокойство, обезвоживание и повышение температуры тела. В нормальном состоянии ладони и стопы ребенка должны быть прохладными, и не нужно их согревать, увеличивая температуру в комнате или тепло укутывая малыша.

Правильно вскармливаемый и не перегревающийся ребенок в первые дни теряет только 5-10% от массы тела при рождении и полностью восстанавливает ее между 7-10-м днем жизни. Физиологическое уменьшение массы тела наступает в результате потери жидкости с мочой и калом, а также при испарении через кожу и при дыхании.

В то же время количество поступающей жидкости не восполняет потерь (высосанного молока для этого недостаточно), а это приводит к уменьшению жировых запасов в тканях, что представляет собой нормальное явление.

12. Новорожденный выделяет кал несколько раз в сутки, а мочу – до нескольких десятков раз.

Первые порции мочи у доношенного ребенка, покормленного в первые сутки жизни, выделяются в течение 24 часов после рождения. Отсутствие мочи в первые сутки может быть признаком болезней мочеполовой системы.

Первородный кал (меконий) – темный и липкий, на 3-4-е сутки кал становится зеленоватым и более жидким, стул более частым – до 10 раз в сутки. На второй неделе жизни число опорожнений кишечника уменьшается до 3-5 в сутки, а выделяемый кал уже желтый и кашицеобразный.

13. Период после рождения характеризуется наличием безусловных рефлексов, которые свидетельствуют о несовершенстве нервной системы новорожденного и исчезают в первые месяцы жизни.

Безусловные рефлексы – врожденная, непосредственная реакция на раздражитель, протекающая без участия коры головного мозга.

Для новорожденных характерны:

14. Отсутствие характерных рефлексов или их сохранение после 3-4 месяцев жизни – явление, свидетельствующее о нарушении развития нервной системы.

Среди безусловных рефлексов, сохраняющихся в течение многих месяцев, важное значение имеет сосательный рефлекс, который делает возможным кормление уже при первом прикладывании к груди сразу после рождения, в первые часы жизни, при каждом раздражении губ.

15. Органы чувств довольно хорошо развиты у новорожденного.

Он ощущает воздействие тепла и просто прикосновение к коже или слизистым оболочкам, реагирует на вкусовые, обонятельные и некоторые зрительные раздражители.

16. После рождения ребенок уже видит очертания предметов, находящихся на расстоянии 25-30 см от его глаз.

В первые дни жизни яркий свет вызывает сужение зрачков, сжимание век и сильное откидывание головы, на второй неделе жизни взгляд ребенка задерживается непродолжительное время на цветных предметах, особенно предметах овальной формы с красными и блестящими пятнами.

Исследователи считаю, что овал ребенок принимает за человеческое лицо. Он следит за движением такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, моргает. К концу периода новорожденности ребенок может фиксировать взгляд на блестящих предметах. Предполагают, что он начинает узнавать маму в возрасте 3 месяцев.

17. Доказано, что ребенок начинает слышать задолго до рождения.

К концу первого месяца появляется реакция на человеческий голос, ребенок узнает голос мамы и отца, отличает разговорную речь от других звуков, ему нравится тиканье часов: видимо, оно напоминает ритмичные звуки, которые ребенок слышал в материнской утробе.

Снижение или отсутствие слуха у малыша проверяют по его реакции на громкий звук. Если хлопнуть возле уха (с каждой стороны в отдельности), слышащий ребенок должен моргнуть в ответ.

18. Уже с первых дней жизни в процессе ухода за ребенком проявляются его индивидуальные особенности.

Реакция детей на неприятные раздражители, такие как голод, горький или кислый вкус, мокрые пеленки, холод или перегревание, может быть различной. Неодинаковым бывает и аппетит. Новорожденные по-разному, но, как правило, быстро и легко успокаиваются, если раздражители приятны, например теплая ванна, сладкое питание, прикладывание к груди.

Ребенку нужно помочь пойти трудный период новорожденности, удовлетворяя все его потребности: регулярно кормить, поддерживать оптимальную температуру окружающей среды, регулярно проветривать помещение, создавать спокойную доброжелательную атмосферу в доме. Ребенку необходим тесный контакт с мамой, особенно во время кормления, ее ласковый голос и нежные прикосновения при пеленании.

19. К концу первого месяца жизни у ребенка вырабатываются простейшие механизмы осуществления основных жизненных функций, в том числе и прироста массы тела.

Наступает следующий период – грудной возраст. Считается, что окончанием периода новорожденности является момент, когда ребенок сделал первое осознанное движение, требующее участия коры головного мозга.

Обычно это сосательное движение, которое делает малыш, когда его укладывают в позу для кормления, не раздражая при этом губ. Такое явление можно наблюдать уже на 3-й неделе жизни у детей, вскармливаемых грудью. Ребенок чмокает губами, когда мама кладет его на руки, прижимает к себе, собираясь кормить.

С актом сосания в этом случае соединились и другие раздражители – положение тела, тепло и запах матери. Это первое проявление участия коры головного мозга в процессах нервной деятельности. С этого момента числа таких проявлений быстро возрастает, обеспечивая психическое развитие ребенка и познание им мира.

20. Первый месяц жизни важен не только для самого ребенка, но и для его родителей.

За это время они должны овладеть трудными приемами удовлетворения всех потребностей новорожденного, обеспечивающих развитие, не нарушая при этом покоя и равновесия в доме.

Увеличение веса, роста новорожденного

21. В период новорожденности ребенок восстанавливает физиологическую потерю массы тела, после чего наступает фаза быстрого прироста массы.

Масса при рождении удваивается к 5 месяцам жизни, а утраивается к концу первого года. В первые 5 месяцев ребенок прибавляет в среднем по 700 г ежемесячно, а последующие 7 месяцев – по 500 г. Масса тела двухлетнего ребенка уже в 4 раза больше его массы при рождении. Рост в течение первого года жизни увеличивается в среднем на 50 процентов.

В грудном возрасте наблюдается постепенное нарастание жировой ткани, сначала на лице, потом на туловище и, наконец, на ручках и ножках. К концу второго года жизни фигура малыша становится более щуплой.

22. Одновременно с увеличением массы тела изменяются его пропорции.

Прежде всего увеличивается длина туловища и конечностей и растет объем грудной клетки при более медленном увеличении окружности головы. У только что родившегося ребенка объем грудной клетки меньше, чем объем головы, в первые три месяца эти параметры уравниваются, а, начиная со второго полугодия объем грудной клетки, устойчиво превышает окружность головы.

Такой важный плач

23. Заслышав плач, не пугайтесь: он совсем не значит, что малышу плохо.

Плач ребенка – не только сигнал о помощи. На данном этапе жизни плач – это единственный способ общаться с миром, дать понять: «Вот он, я!»

24. Пройдет немного времени, и вы научитесь разбираться в оттенках плача вашего ребенка, будете безошибочно понимать, что он хочет вам сообщить.

25. Родители, пытающиеся успокоить плачущего малыша, зачастую сами начинают испытывать раздражение.

Некоторые родители, находясь в постоянном напряжении из-за плача малыша, истощают свою нервную систему. В этом случае следует делать хотя бы небольшие перерывы в общении с ребенком (достаточно два раза в неделю уйти куда-нибудь на несколько часов). Необходимо отвлечься, сходить в кино, прогуляться в парке, встретиться с друзьями. Такой кратковременный отдых чрезвычайно важен для вас, постарайтесь обязательно устроить его себе.

Когда ваш младенец заходится в плаче, попробуйте успокоить себя, подумайте о том, что маленькое беспомощное существо еще не осознает своих поступков и делает это не преднамеренно. Не сердитесь же вы на плохую погоду или смену времен года, так же бессмысленно раздражаться и злиться на плачущего малыша.

Мнения врачей о соске-пустышке

26. Мнения врачей о соске-пустышке расходятся.

Одним из инстинктивных естественных действий каждого малыша является сосание. Многие дети сосут пальцы или кулачки. Это признак того, что природная потребность в сосании не удовлетворена, и необходимо продлить время сосания груди или соски.

Когда малыш проголодался иди хочет спать, он берет пальцы в рот. В первые 3-4 месяца жизни потребность ребенка в сосании особенно велика. Поэтому в этот период соска бывает незаменима.

Многие малыши нуждаются в пустышке «для успокоения», другие равнодушны к ней или даже выплевывают. Если вам ребенок «любит» соску, значит, она ему нужна. Не переживайте по этому поводу. Вреда от нее не будет.

Но не стоит поощрять привязанность к соске. Вынимайте ее, как только ребенок засыпает. Малыш, которому дали соску во время ползания, мгновенно перестает ползти. Соска в любом возрасте является тормозящем фактором для развития, переключающий ребенка на «отдых».

27. Важно подобрать пустышку, которая будет плотно прилегать (для этого в некоторых пустышках имеется специальное отверстие в ободке).

Размеры пустышки также должны быть разными в зависимости от возраста малыша. Хорошо, если пустышка приближена к форме соска (несколько сплющена, с ровной нижней поверхностью и выпуклой верхней). В последнее время в продаже появились даже специальные пустышки для сна. Они очень удобны и не давят на лицо ребенка, даже когда он спит на животе.

Пустышку необходимо тщательно дезинфицировать особенно, если она, например, упала на пол.

Прорезывание зубов у детей

28. Появление первых зубов у большинства грудных детей происходит между 6-м и 9-м месяцем жизни. Не должно, однако, вызывать тревогу ни более ранее, ни более позднее прорезывание зубов.

Признаки прорезывания первых зубов

Первый зуб, прорезавшийся у вашего малыша, это всегда волнующее и удивительное событие хотя зачастую этому предшествует повышенная плаксивость, обильное выделение слюны, небольшое повышение температуры тела. Малышу больно, поэтому он постоянно что-то грызет.

Ребенок пытается погрызть все, что попадется – мамин палец, свою ручку, соску, чашку, ложку. У большинства детей за несколько недель до этого момента усиливается слюноотделение, они тянут в рот твердые предметы, становятся беспокойными, у них распухают десны. Некоторые дети просыпаются с плачем ночью, хуже сосут грудь.

29. Есть дети, у которых прорезывание зубов не сопровождается ни одним из вышеперечисленных признаков.

Зубы появляются парами с интервалом в 1-2 месяца в такой последовательности: 2 нижних центральных резца, 2 верхних центральных резца, 2 боковых резца сперва снизу, затем сверху. К году ребенок уже имеет 6-8 зубов.

После этого обычно наступает перерыв в несколько месяцев, по окончании которого за короткое время появляются 2 коренных зуба сначала снизу, а затем сверху. Их прорезывание доставляет уже больше хлопот: у ребенка ухудшается общее самочувствие, уменьшается аппетит, он просыпается с криком ночью.

Иногда прорезывание зубов у детей сопровождается повышением температуры тела. Но не стоит, однако, объяснять повышение температуры тела именно фактом появления зубов, так как у здорового малыша температура никогда не будет выше нормы. Через несколько месяцев после первых коренных, обычно во второй половине второго года жизни, появляются клыки, а в начале третьего года – вторые коренные зубы.

30. Нерегулярное, с большими перерывами и не парами появление зубов может быть одним из признаков рахита.

В период прорезывания зубов у детей, т.е. в 6 месяцев, не стоит давать ребенку пустышку: сосание ее может стать причиной неправильного прикуса. Лучше отдать предпочтение резиновой игрушке, которую малыш будет грызть распухшими деснами, что доставит ему удовольствие. В три года ребенок, как правило, уже имеет все молочные зубы (20). Постоянные зубы, которые появляются на 6-м году жизни, закладываются в деснах еще в грудном периоде.

31. Дайте вашему малышу специальное резиновое колечко (оно продается в аптеке) или хлебную корочку.

Будьте осторожны! Пока ребенок что-либо держит во рту, вы должны обязательно находиться рядом, быть начеку, если он поперхнется.

Если малыш не успокаивается, не может уснуть приобретите в аптеке специальную настойку для смазывания десны, под которой режется зубик. Боль утихнет и малыш (а вместе с ним и вы!) сможете отдохнуть. Более поздние зубы прорезываются уже без боли.

32. Немного жесткой пищи при прорезавшихся зубах будет способствовать их укреплению.

Тренировать зубы нужно обязательно, поэтому в пищу вводятся твердые продукты. Кусочек вареной морковки (сырой легче подавиться!) или очищенного яблока может стать первым тренировочным материалом для зубок вашего малыша.

33. Чтобы не повредить десны и слабенькие растущие зубки, не следует засовывать ложку в рот ребенку, нужно, чтобы он снимал пищу с края ложки губами.

Даже такому малышу уже может угрожать кариес, причиной которого бывает неправильное питание и длительное сосание подслащенных или содержащих натуральные углеводы жидкостей. Поэтому заканчивать прием пищи лучше всего твердыми овощами и фруктами, а после еды – споласкивать ротик водой.

34. Вечером, после приема пищи, нужно чистить зубки.

Малышу еще рано пользоваться щеткой, полезнее просто прополоскать ротик водой, можно немножко протереть зубки мягкой стерильной марлей. Чистить зубы щеткой и пользоваться детской зубной пастой ребенок обязательно научиться сам примерно в возрасте двух лет. В это время дети с увлечением подражают взрослым.

Как только ребенок проявит интерес к зубной щетке, увидев, как чистят зубы мама и папа, - купите детскую зубную щетку. Несколько ненавязчивых уроков, и тогда вы поможете ему научиться правильно чистить зубы, и дальше ребенок будет делать это сам.

Нужно знать, что главная цель чистки зубов – удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, ведь впереди – целая ночь до утра, а слюна в это время образуется в очень небольшом количестве.

35. С трех лет ваш малыш будет уже регулярно, два раза в год, посещать зубного врача.

Установлено, что зубы начинают разрушаться с трех лет. Лучше, если даже маленькие дырочки будут запломбированы в самом начале разрушения. Приучайте ребенка не бояться зубного врача. Примерно в шестилетнем возрасте молочные зубки уже начинают выпадать и в течение нескольких лет меняются на постоянные.

Молочные и постоянные зубы быстрее поражаются кариесом, если в промежутках между ними задерживается сахар, который превращается в молочную кислоту, разъедающую зубную эмаль. Поэтому лучше ограничить количество сладостей, приучить ребенка уже с двух лет полоскать зубы после еды.

Детская комната: подготовка помещения

36. Подготовить помещение для маленького человечка нужно до его приезда из роддома.

Самое лучшее, если у него будет отдельная комната. Если же такой возможности нет – приготовьте для него угол, светлый, хорошо проветриваемый, отделенный от кроватей, на которых спят взрослые.

37. В помещении для новорожденного нужно поставить кроватку, столик для пеленания и шкафчик для туалетных принадлежностей и детского белья.

Подойдет для этих целей комод, на котором можно пеленать ребенка, а внутри хранить предметы для ухода за ним. Понадобится стул или кресло, сидя в котором матери будет удобно кормить малыша. В первые месяцы кроватка малыша должна располагаться у кровати мамы (родителей), чтобы ночью было удобно вставать к нему. Это необходимо и в тех случаях, когда ребенок болеет. Пол и предметы домашнего обихода должны быть такими, чтобы было легко поддерживать чистоту.

38. В комнате необходим настенный термометр, подвешенный на высоте кроватки ребенка.

Желательно поддерживать в помещении температуру около 20 С. Летом окно нужно постоянно держать открытым, а в жаркие и солнечные дни закрывать шторами, зимой открывать несколько раз в течение суток на несколько минут, нешироко распахивая его, чтобы обеспечивать приток свежего воздуха и в то же время не охладить помещение. На время проветривания новорожденного выносят из комнаты.

Для поддержания необходимой влажности воздуха возле батарей следует поставить емкости с водой, повесить на них мокрые полотенца или если у вас есть возможность, приобрести воздухоувлажнитель.

В помещении, где находится малыш, безусловно, нельзя курить, а перед тем, как войти в комнату, нужно сменить обувь на домашние тапочки.

39. Для ухода за ребенком понадобятся и некоторые другие предметы.

Это прежде всего ванночка, водный и медицинский термометр, вата, небольшой тазик с водой для умывания лица, детский крем или масло, салициловый спирт, мягкая щеточка для волос, жирное мыло, специально предназначенное для детей, и контейнер с крышкой, куда вы все это будите складывать.

Кроватка, матрас для малыша

40. Достаточно большая кровать очень практична, так как в более старшем возрасте ребеночек сможет свободно переворачиваться на живот, ползать и вставать в ней.

Хорошо, если боковые стенки кроватки состоят из отдельных деревянных палочек, а дно можно устанавливать на разной высоте. Если поставить дно достаточно высоко, в первые месяцы не придется низко наклоняться, чтобы взять малыша из кроватки или положить его. Когда малыш начнет больше двигаться, дно можно расположить пониже, чтобы он мог без опаски садиться, вставать и переступать вдоль опоры. Матрас должен быть твердым и наполнен натуральными материалами, например, такими как кокос.

Так же по желанию родителей кроватку можно украсить балдахином, они как правило продаются уже в комплекте с одеялом, подушечкой и постельным бельем для кроватки, что конечно же очень удобно. Комплект можно подобрать в одной цветовой гамме с обоями или шторами в комнате малыша, получиться очень стильно. И у малыша будет своя красивая комната, где ему предстоит жить, расти и развиваться.

Купание новорожденного первый раз после роддома

41. Начиная с периода новорожденности, ребенка купают ежедневно, лучше вечером перед последним кормлением и сном.

Первый раз ребенка купают в день выписки из роддома, а затем через 1-2 дня дома. Температура в помещении, где купают младенца, должна составлять 22-25 С, окна и двери нужно закрыть.

42. Если пупочная ранка еще не зажила, малыша купают в кипяченной воде или добавляют в некипяченую воду марганцовку (до получения светло-розового цвета).

Ванночка, пластмассовая или эмалированная, должна быть предназначена только для купания малыша, и ни для каких других целей использовать ее нельзя. Ванночку нужно старательно вымыть до, и особенно после купания, чтобы на стенках не оставался осадок от мыла. Температура воды должна быть 36-37 С (для ее измерения используют специальный термометр). Если вода жесткая или не очень чистая, ее нужно прокипятить.

Перед купанием мама моет руки щеткой с мылом, затем раздевает малыша и кладет на полотенце, разложено на столике. Сначала ребенку моют лицо кипяченой водой, очищают мягким ватным тампончиком ушные раковины. Волосистую часть головы и тело намыливают с помощью мочалки, особенно тщательно – паховые складки и места за ушными раковинами. Намыленного малыша окунают в ванночку, поддерживая головку.

Продолжительность купания – вначале не более 5-7 минут. После окончания купания малыша вынимают из ванночки, обливают теплой (32-35 С) водой из кувшина и заворачивают в полотенце.

Уход за кожей и волосами новорожденного

43. Эти процедуры особенно важны в первые месяцы жизни малыша.

Волосы, даже самые короткие, после купания нужно причесать мягкой щеточкой. Складки кожи и ягодицы смазать стерильным подсолнечным (оливковым) маслом или детским кремом.

44. Кожа грудных детей сухая, так как потовые и сальные железы еще не функционируют.

Поэтому так легко возникают трещинки в складках тела, а кожа краснеет при соприкосновении с мокрыми или не слишком чистыми пеленками. Поэтому после каждого мочеиспускания малыша нужно подмыть, а после каждого подмывания и смены подгузников или пеленок промокнуть кожу чистой пеленкой и смазать стерильным подсолнечным (оливковым) маслом или детским кремом складки кожи.

Крем лучше, чем присыпка, предохранит от опрелостей, когда малыш вспотеет или если ночью не сразу удастся поменять мокрые пеленки. Подсолнечное или любое другое растительное масло стерилизуют 15-20 минут в маленьких бутылочках на водяной бане или покупают в аптеке.

Подмывать ребенка нужно спереди назад, чтобы частицы кала не попали в мочеиспускательный канал и не вызвали его воспаления. Это касается как девочек, так и мальчиков.

Уход за пупочной ранкой

45. Пока пуповина еще не отпала (до 4-6-го дня), ее нельзя мочить.

После отпадения пуповины и до момента заживления пупочной ранки ее обрабатывают 1-2 раза в день сначала ватной палочкой, смоченной в 3-процентном растворе перекиси водорода, затем другой ватной палочкой, смоченной в растворе марганцовки темно-вишневого цвета. Если пупочная ранка лишь слегка влажная, можно обрабатывать ее зеленкой.

При первых признаках неблагополучия (кровянистые или гнойные выделения либо кровотечение из пупка, покраснение кожи вокруг) сразу же вызывайте детского врача.

Одежда новорожденного, пеленание

46. В первые месяцы жизни малышу понадобятся рубашечки с разрезом на спине, на которые надеваются трикотажная или фланелевая кофточка.

Новорожденные малыши самостоятельно принимают позу с согнутыми и разведенными ножками, словно показывая, как их нужно пеленать. В настоящее время младенцев не пеленают совсем или пеленают свободно. Из двух пеленок делают «трусики»: одну, сложенную в длину укладывают между ножек ребенка и заворачивают его в другую, фланелевую, сложенную косынкой. Ножки ребенка при этом не вытягивают.

47. С первых дней жизни ребенка рекомендуется применять широкое пеленание – такой способ поможет правильному развитию тазобедренных суставов.

Кроме того, тугое пеленание заглушает в малыше «рефлекс свободы» и развивает в нем психологию «подчиненного». Если в комнате тепло, новорожденного прикрывают еще одной фланелевой пеленкой, если прохладно – заворачивают в нее, оставляя свободными ручки. Спокойный малыш будет держать ручки у головы согнутыми в локтях. Беспокойный малыш будит себя резкими взмахами рук, поэтому на ночь ручки лучше пеленать.

Грудные дети мочатся до 35 раз в сутки, к 12 месяцам количество мочеиспусканий уменьшается до 15. Стул бывает от 3 до 6 раз в сутки, обычно после каждого кормления. Менять подгузники или пеленки надо сразу, после того как малыш покакал в них, после мочеиспускания пеленки меняют сразу, а памперс через каждые 3-4 часа.

Клеенчатые трусики использовать не стоит, они вызывают опрелости, и не очень удобны в использовании, так как трудно подобрать подходящий размер. Матрас защищают тонкой клеенкой, которую кладут на простыню под фланелевую пеленку.

48. Когда малыш начинает активно двигаться и переворачиваться на бок (примерно с 2 месяцев), его одевают в ползунки с завязками на плечах или в боди, которые обеспечивают свободу движения.

На прогулке ребенок должен быть одет достаточно тепло, но так, чтобы не перегревался. В холодную погоду лучшая одежда для прогулки с малышом – комбинезон.

Режим дня новорожденного

49. Мнения педиатров по поводу свободного режима дня, который ребенок устанавливает сам, различны.

Еще недавно всем мама рекомендовали установить строгий распорядок, расписанный по минутам и во что бы то ни стало заставлять ребенка следовать ему. Сейчас большинство детских врачей считают, что необходимо придерживаться режима кормления «по требованию» и вытекающего отсюда свободного режима дня.

Целесообразно устанавливать определенный распорядок жизни, исходя из своего жизненного опыта и возможностей. При этом все же нужно прислушиваться к желанием ребенка и не превращать воспитание в изматывающую, неравную борьбу.

50. Опыт показывает, что в течение первых месяцев ребенок самостоятельно устанавливает достаточно строгий режим дня, в результате чего спит, бодрствует, ест примерно в одно и то же время.

Ритм чередования сна и бодрствования в течение суток (сон преимущественно в ночное, а бодрствование – в дневное время) устанавливается не сразу, ему необходимо помочь сформироваться. Во время сна поддерживать тишину и покой, а в периоды бодрствования с малышом общаются, дают ему игрушки, делают массаж и т.д.

Помогают установиться ритму и налаженный ритм кормления, но если ребенок проявляет беспокойство, его следует покормить раньше времени – это допустимо, хотя необходимые промежутки между кормлениями все же лучше выдерживать.

Прогулки с новорожденным

51. В теплое время года прогулки можно начинать с первых дней жизни малыша, но от солнечных лучей и жары новорожденного нужно предохранять.

Летом не стоит выходить на солнце между 12 и15 часами. В это время ребенка лучше оставить дома, открыть все окна, расположить его на тенистой веранде или в другом защищенном от солнца месте, например в тени деревьев. В утренние и послеполуденные часы также лучше гулять с ним в полутени, а не на открытом солнце.

52. Зимой к первым прогулкам малыша нужно подготовит заранее: одеть его как на прогулку и поддержать в кроватке, открыв окно в комнате.

Такую подготовку начинают на второй неделе жизни – сначала с 5 минут и увеличивая продолжительность до получаса. После этого уже можно выходить на прогулку, сначала не более чем на 15 минут, постепенно удлиняя пребывание на улице до 2 часов.

53. В морозные дни дневную прогулку лучше разбить на две в течение дня.

Если температура ниже 0С, нужно постоянно проверять, теплые ли носик и щечки, чтобы не допустить обморожения. При температуре ниже -10С прогулку заменяют пребыванием в комнате с открытым окном.

Если ребенка, приученного к прогулкам, лишить их, он плохо засыпает, становится беспокойным и плаксивым.

54. Закаливание солнечными лучами следует проводить осторожно, лучше утром, в 9-11 часов.

При этом на ребенка должны падать только рассеянные и отраженные солнечные лучи. Продолжительность солнечной ванны – от 1-2 минут в начале закаливания до 10 минут через месяц. Принимающего солнечные ванны малыша необходимо переворачивать то на живот, то на спинку. А головку следует прикрывать белой панамкой.

Гигиена новорожденного

55. Соблюдение правил гигиены – одно из главных условий здоровья ребенка. В первые месяцы жизни контакты с другими людьми могут стать причиной заболеваний, так как иммунная система ребенка еще не совершенна.

В случае даже незначительного насморка мама при кормлении малыша и уходе за ним должна использовать маску из сложенной в несколько слоев марли, закрывающую нос и рот, и менять ее несколько раз за день.

Посещение малыша дальними родственниками и знакомыми в первые месяцы нужно ограничить до минимума – ведь это контакты и с новыми видами микроорганизмов. Кроме того, вокруг ребенка создается атмосфера возбуждения, поэтому часто после ухода гостей малыш не спит, капризничает, вскрикивает, плохо ест.

Перед тем, как подойти к малышу или приготовить ему еду, нужно вымыть руки с мылом, кормящая мама перед тем как дать малышу грудь должна обмыть сосок и околососковую область кипяченой водой.

Посуду, предназначенную для ребенка, нужно мыть отдельно, а перед употреблением обдавать кипятком и не вытирать. Бутылки и соски после применения тщательно моют, ополаскивают проточной водой и перед следующим кормлением кипятят.

56. Рубашечки, кофточки, ползунки и полотенце ребенка нужно менять как минимум раз в день.

Простыню, пододеяльник, если они не были намочены или испачканы, меняют раз в неделю, а фланелевую подстилку, которую кладут на простыню, ежедневно. Намоченные или испачканные калом пеленки складывают в закрывающийся короб. Белье ребенка нельзя стирать вместе с бельем остальных членов семьи. Пеленки перед стиркой нужно ополоснуть. Для стирки используют детское мыло или специальные порошки, предназначенные для детского белья.

Белье детей первого месяца необходимо кипятить после каждой стирки в течение 15 минут, добавив в воду натертое на терке детское мыло. Или стирать в стиральной машинке при температуре 95С. В первые два месяца белье малыша, особенно подгузники и пеленки, следует проглаживать горячим утюгом с обеих сторон. Нельзя использовать отбеливатели или средства для полоскания белья.

57. В помещении, где находится новорожденный, нельзя использовать нафталин или другие инсектициды.

Даже без непосредственного контакта (если ими просто будет пропитана одежда) они могут вызвать сильное отравление.

58. Специальный уход за ротовой и носовой полостью ребенка не требуется.

Выделения из носа, как и вытекающую слюну, аккуратно вытирают. Носовые ходы можно прочистить ватными жгутиками, смоченными стерильным подсолнечным маслом ил детским кремом (для каждого носового хода отдельный жгутик). Нельзя использовать спички с накрученной на них ватой.

Глаза промывают стерильным ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла глаза к переносице. Важным элементом ухода является систематическое посещение врача-педиатра, даже когда ребенок здоров, и выполнение всех необходимых процедур и прививок.

Массаж и гимнастика для новорожденных

59. Для здорового ребенка характерна физическая активность с первых дней жизни.

Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с дыханием, а значит, и с кровообращением. Поэтому массаж и гимнастика необходимы с самого раннего возраста.

В первые 7-8 дней жизни их делать еще рано. Начиная со второй недели жизни, во время пеленания легонько поглаживают руки, ноги и живот ребенка: ноги от стопы к бедру, руки от кисти к плечу. Полезно поглаживание грудной клетки, межреберных промежутков груди и спины. Гимнастика новорожденного – это медленное и осторожное поочередное сгибание рук и ног.

60. Общий массаж выполняют детям до полугода. Позже его рекомендуют детям со слабыми мышцами, сниженным физическим развитием, рахитом и некоторыми другими заболеваниями.

Местный массаж спины и живота не помешает и совершенно здоровым детям старше 6 месяцев. Массаж делают за час до еды или через час после нее один раз в день. Количество сеансов – 10-12, продолжительность 20-40 минут, в любом случае учитывается индивидуальные особенности малыша и его реакцию. Массаж противопоказан при острых заболеваниях и гнойничковых поражениях кожи.

61. Перед процедурой комнату следует проветрить.

Температуру в помещении должна быть 22-24 С. Малыша раздевают и кладут на ровную поверхность, например на стол, покрытый одеялом, клеенкой и сверху пеленкой. Массаж делают чистыми сухими руками с чистыми коротко постриженными ногтями. Часы и украшения следует снять. Движения должны быть легкими, без нажатия.

62. Методика массажа – поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Каждое движение повторяют 2-4 раза.

Растирание делают одной или двумя ладонями, круговыми или продольными движениями. Разминают мышцы тремя пальцами: указательным, средним и безымянным, также круговыми или поступательными движениями.

Во врем массажа с ребенком нужно негромко разговаривают. Движения должны быть ласковыми, неторопливыми.

63. Гимнастикой с малышом начинают заниматься, когда ему исполнится 1,5 месяца.

До 3 месяцев у малыша сохраняется повышенный тонус мышц рук и ног, поэтому в качестве гимнастики используют рефлекторные движения, т.е. движения, которые являются реакцией на изменение положения тела, рук, ног или головы, на раздражение кожи.

Когда ребенка выкладывают на живот, он рефлекторно поднимает голову и плечи. Если положить малыша на живот с согнутыми ногами и плотно приложить ладонь к стопам, он будет отталкиваться ( ползти ). Если провести двумя пальцами вдоль позвоночника от крестца к шее, он рефлекторно выгнет спинку, если провести пальцами по наружному краю стопы от основания пальчиков к пятке – согнет стопу.

Хватательные движения развивают, прикасаясь к ладони малыша, например, игрушкой. Мышцы ног укрепляются при выполнении «пританцовывания»: малыша поддерживают под мышки, приподнимают и опускают на поверхность стола, при этом он рефлекторно отталкивается.

64. На 3-4 месяце жизни в комплекс упражнений постепенно включают активные движения, т.е. те, которые ребенок выполняет самостоятельно.

В 3 месяца проделывают скрещение рук на груди и отведение их, сгибание и разгибание рук и ног. С 4 месяцев ребенок начинает приседать, держась за руки матери, с 5 месяцев – пытается садиться, слегка опираясь на опору. В этом возрасте хорошо дать малышу возможность ползать, например, в манеже с твердым дном.

Начиная с 8 месяцев малыша подготавливают к ходьбе и уверенному стоянию. К таким упражнениям относятся вставание на ноги из положения, сидя или лежа. Можно подвесить игрушку чуть выше сидящего малыша: это заставит его встать.

Полезно делать наклоны туловища: ребенок стоит спиной к маме, которая придерживает одной рукой ноги спереди, а другой – живот и чуть наклоняет туловище малыша, убирая руку, находящуюся на животе. Ребенок при этом наклоняется, а затем выпрямляется, тренируя мышцы брюшного пресса и спины.

Приучение к горшку. Подгузники

65. Отношение к памперсам у нас не однозначно, кто-то из врачей против их использования, а кто-то, наоборот, за. Мы привели две точки зрения по отношению к памперсам. Решающее слово за вами.

Конечно, с появлением памперсов стало намного легче, можно гулять на улице столько, сколько вы хотите, а не столько, сколько вам позволяет марлевый подгузник. Их можно надевать для ночного сна, посещения поликлиники или длительной поездки. Не надо стирать без конца описанные и испачканные малышом подгузники, а освободившееся от стирки время вы можете посвятить малышу. Они удобны в применение, при правильном их использовании можно избежать такой частой проблемы малышей, как опрелости или пеленочный дерматит. Но не стоит использовать их все время. Надо несколько минут в день давать малышу возможность полежать без памперса, для того чтобы дышала кожа.

Некоторые врачи считают, что дети, в уходе за которыми постоянно применялись «памперсы», с трудом учатся фиксировать позыв к мочеиспусканию, плохо приучаются к горшку и в 3 года все еще пачкают штанишки. От мокрых пеленок ребенок испытывает дискомфорт. Смена пеленок на сухие способствует формированию рефлекса управления мочеиспускания и актом дефекации, «памперсы» иногда задерживают закрепление этого рефлекса. Так же существует такое мнение, что использование памперсов приводит к бесплодию у мальчиков, т.к. внутри памперса образуется так называемый парниковый эффект. Но многочисленные исследования не дали этому, ни какого подтверждения.

Также детские врачи не рекомендуют пользоваться «памперсами», пока у малыша не зажила пупочная ранка и в случае появления опрелостей.

66. Привычку пользоваться горшком начинают воспитывать, когда малыш научится самостоятельно сидеть – в 8-8,5 месяца.

Но этот навык можно закладывать уже с 4-5 месяцев: ребенка держат над горшком или раковиной с включенной водой, когда у него появляется потребность. Внимательная мама может догадаться об этом по поведению малыша.

Нельзя превращать сидение малыша на горшке в игру. Ребенок должен пользоваться им только по назначению. Поэтому даже если результат не был достигнут, ребенка снимают с горшка через 5-10 минут.

Уход за недоношенным ребенком

67. Уход за недоношенным малышом имеет много особенностей.

В среднем 5-10 процентов детей в мире рождаются недоношенными (т.е. раньше срока окончания нормальной беременности), с массой тела менее 2500 г и ростом меньше 45 см. У родившегося раньше срока малыша недоразвиты органы, незрелые нервная и иммунная системы. А значит, любая болезнь представляет для него опасность. Поэтому недоношенные дети нуждаются в особом уходе.

Здоровые недоношенные малыши с массой при рождении более 2300 г могут быть выписаны из родильного дома на 7-8-й день, менее зрелые и больные выхаживаются в больницах и выписываются домой в возрасте 1-3 месяца.

68. Лучшей пищей для недоношенного малыша является материнское молоко.

Недоношенные дети часто сосут грудь слабо. Рекомендуется кормить такого малыша в свободном режиме, как можно чаще, днем и ночью, до 3-4 месяцев – не реже 7-8 раз в сутки, затем можно перейти на 6-разовый режим кормления. Даже если молока немного, а ребенок сосет плохо, рекомендуется сцеживать грудь 8 раз в сутки и давать сцеженное молоко ребенку в натуральном (непастеризованном) виде, с помощью пипетки или бутылочки.

При искусственном вскармливании можно давать ему те же адаптированные смеси, что и доношенным, но предпочтительнее воспользоваться специальными смесями, которые предназначены для недоношенных детей.

Сок, желток и блюда прикорма (овощное пюре, каши) недоношенным с массой тела при рождении более 2000 г вводятся на 1-2 недели раньше, а с массой меньше 1500 г на 1-2 месяца позже, чем доношенным детям.

69. Температура в помещении должна быть несколько выше, чем для родившегося в срок малыша: 22-24 С.

Важно не переохладить ребенка. Купают малыша в кипяченой воде. Температура воды должна составлять 37-37,5 С, воздуха – не менее 24 С. Время купания – 4-5 минут. После купания ребенка заворачивают в нагретую пеленку, а затем как можно быстрее одевают в нагретое белье.

70. Гулять с недоношенными детьми начинают в возрасте 3-4 недель при температуре не ниже -2… -3 С, и только в том случае, если масса малыша не ниже 2500-3000 г.

Продолжительность первой прогулки – 10 минут зимой и 20-30 минут летом. На втором месяце жизни недоношенного ребенка можно выкладывать на живот (3 раза в день на 1-2 минуты до кормления).

Со второго месяца жизни начинают делать массаж живота, гимнастику делают в 2-3 месяца детям, родившимся массой более 2000 г, в 6-7 месяцев – детям, у которых масса при рождении была менее 1500 г.

Прививки новорожденным: календарь

71. Прививки – это создание невосприимчивости к инфекционной болезни путем введения в организм иммунных сывороток и вакцин.

Прививки не только предохраняют человека от заражения, но и являются противоэпидемическими средствами в борьбе с грозными инфекционными заболеваниями. С тех пор как начали делать прививки, наблюдается устойчивое снижение заболеваемости туберкулезом, дифтерией, столбняком, коклюшем, полиомиелитом, а также полностью ликвидирована оспа.

Вакцины против болезней, вызываемых бактериями и вирусами, содержат ослабленные живые или мертвые микроорганизмы. Живые микроорганизмы вызывают появление более устойчивого иммунитета на более длительный срок. Продолжительность периода противодействия может быть увеличена выполнением повторных прививок в определенные сроки – ревакцинацией.

72. Установлено, что 6-8 недельные малыши уже способны вырабатывать антитела при введении вакцины, и, следовательно, у них можно выработать ранний иммунитет против болезней детского возраста.

Уровень антител, образующихся в первые месяцы жизни, снижается во втором полугодии, и на втором году жизни необходимо проводить повторные прививки. На 3-и 4-е сутки жизни новорожденным, за исключением тех, у кого имеются противопоказания, делают первую прививку. Вакцина БЦЖ состоит из живых туберкулезных палочек. Вводится она внутрикожно в область плеча.

На месте укола сначала образуется пузырек, затем язвочка, превращающаяся в плоский рубец, свидетельствующий об образовании туберкулиновой послепрививочной аллергии. У детей 11-12 месяцев этот шрам не должен быть меньше 3мм. В случае контакта с больным туберкулезом или с целью диагностики делают туберкулиновые пробы.

У детей старше 12 месяцев аллергическую реакцию проверяют с помощью туберкулиновой внутрикожной реакции Манту. Вакцина вводится на внутренней стороне предплечья у локтевого сгиба. Результаты проверяют через 72 часа. Особого внимания требует реакция, при которой образуется папула 6 мм и больше. Детям, у которых не выработалась аллергическая реакция, и тем, у которых она исчезла, необходима повторная прививка БЦЖ..

Очередную прививку делают не ранее чем через 2 недели после предыдущей. Прививки против дифтерии, коклюша, полиомиелита можно производить только через 3 недели после прививки БЦЖ.

73. При правильной технике прививки побочные эффекты возникают редко.

После подкожных инъекций в месте укола может образоваться нагноение, вызванное попаданием болезнетворных бактерий в ранку. Иногда наблюдаются появления кожной сыпи, аллергический отек или приступы астмы, повышение температуры тела (при температуре 38 С и выше следует обратиться к врачу). Лечение осложнений – симптоматическое. Если необходимо, врач назначает антибиотики.

74. В день прививки ребенок должен быть совершенно здоров.

Нельзя прививать детей в течение месяца после перенесенных острых заболеваний (насморк, ОРВИ, ангина и т.д.). Существует список противопоказаний к проведению прививок, поэтому перед прививкой ребенка осматривает врач.

Противопоказаниями для проведения первой прививки БЦЖ являются различные болезни периода новорожденности, а также недоношенность, в более позднем возрасте – аллергические заболевания, порок сердца, ревматизм, гнойничковые инфекции, заболевания нервной системы, кровообращения, некоторые болезни почек и т.д. В большинстве случаев эти противопоказания временные.

Против коклюша не прививают детей, склонных к судорогам и с болезнями центральной нервной системы. Противопоказаны прививки детям с врожденным или приобретенным иммунодефицитом, вызванным ВИЧ-инфекцией.

75. Календарь прививок

1-й день (24 часа)Вакцина против гепатита В-1
3-4 деньВакцина туберкулезная с уменьшенным содержанием антигена
1 месяц Вакцина против гепатита В-2
3 месяца Коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина -1, полиомиелитная вакцина -1
4 месяцаКоклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина – 2, полиомиелитная вакцина -2
5 месяцев Коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина – 3, полиомиелитная вакцина -3, вакцина против гепатита В-2
12 месяцев Тримовакс – вакцина против кори, краснухи, эпидемического паротита
18 месяцевКоклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина – 4, полиомиелитная вакцина -4
24 месяца Полиомиелитная вакцина – 5
6 лет Дифтерийно-столбнячная прививка, тримовакс – вакцина против кори, краснухи и паротита
7 лет Туберкулезная вакцина, полиомиелитная вакцина
11 лет Дифтерийный анатоксин 13 лет Вакцина против гепатита В
16 лет и каждые последующие 10 лет до 66 летДифтерийно-столбнячный анатоксин

Аллергия у ребенка

76. Аллергия – повышенная чувствительность организма к различным относительно безвредным веществам, называемым аллергенами.

Наиболее распространена пищевая аллергия. Существуют также повышенная чувствительность на пыльцу растений, шерсть или мех животных, домашнюю пыль, химические вещества и др.

77. Склонность к аллергии может закладываться еще в утробе матери.

Материнский организм – это внешняя среда для плода, и все недостатки в питании матери влияют и на него. Неблагоприятно отражается на развитии плода токсикоз во время беременности. Он свидетельствует о происходящих серьезных нарушениях обмена веществ в организме матери, которые влияют на иммунную систему плода.

Именно токсикоз – серьезный фактор риска возникновения аллергических заболеваний у ребенка. Беременная женщина должна больше гулять на свежем воздухе, больше отдыхать, заболев, принимать только те лекарства, которые назначит врач, отказаться от употребления даже минимальных доз алкоголя и от курения.

Из рациона исключаются острые блюда, пряности, копчености. Не рекомендуется употреблять горчицу, консервы, шоколад, кофе, какао. Питание должно быть разнообразным, следует избегать употребления большого количества молочных продуктов, сладостей, мяса, яиц.

78. Развитие аллергии у детей проходит в несколько этапов.

На первом году жизни проявляется повышенная чувствительность к некоторым пищевым продуктам, чаще всего содержащим белковые компоненты (преимущественно белок коровьего молока). Вот почему в течение первых 5-6 месяцев ребенок должен получать только материнское молоко.

В возрасте 2-3 лет и более старшем формируется чувствительность к аллергенам окружающей среды (в основном, эти домашняя пыльца и домашний клещ), которые провоцируют заболевания органов дыхания, бронхиальную астму, а иногда поддерживают и кожную аллергию. В сырых помещениях аллергеном могут стать плесневелые грибки. В 5-6 лет возникает чувствительность на пыльцу растений.

79. Пищевая аллергия может проявиться у ребенка любого возраста.

Продукты питания, которые могут стать аллергенами – клубника, яйца, мед, шоколадные конфеты, цитрусовые, киви, реже – картофель, помидоры, фасоль, огурцы, молоко, копченая колбаса. Признаки пищевой аллергии: понос, рвота, рези в животе, кожная сыпь, зуд – чаще возникают утром или вечером. Может наблюдаться небольшая отечность лица, ушных раковин, кистей, половых органов. В более тяжелых случаях к ним присоединяются приступы удушья, кашель, хрипота, чиханье.

80. Довольно частое явление – аллергия на лекарственные препараты.

Аллергеном может стать практически любое лекарство. Нередко лекарственная аллергия является результатом бесконтрольного применения препаратов. Иногда чувствительность к ним настолько велика, что даже следы аллергена могут привести к тяжелому состоянию. Особенно опасно применение нескольких лекарств одновременно.

Проявление лекарственных аллергии – кожная сыпь, воспаление слизистых оболочек носа, дыхательных путей, глаз, желудка и кишечника, других внутренних органов. Иногда повышается температура, болит голова, суставы, живот, снижается аппетит, отмечаются нарушения сна. В боле тяжелых случаях наблюдается припухание коленных суставов, увеличение лимфоузлов, отек Квинке.

После повторного назначения антибиотиков может развиться лекарственный анафилактический шок. Иногда аллергия на лекарственный препарат развивается постепенно и носит затяжной характер, в других случаях возникает сразу после его применения.

81. Факторы, которые могут предотвратить аллергические реакции:

82. При малейших симптомах пищевой аллергии родители следует вести пищевой дневник.

В дневнике фиксируется, какие продукты, в каких количествах давались малышу, какая последовала реакция. При склонности к аллергии следует с осторожностью делать профилактические прививки, перед которыми ребенка должен обследовать врач.

Развитие двигательных функций по месяцам

83. В течение первого года жизни двигательные функции малыша развиваются необычайно быстро.

По окончании периода новорожденности, во время которого постепенно стабилизируются жизненные процессы, но динамика развития двигательных функций пока еще невысока, начинается период грудного возраста, длящийся около года. В это время увеличивается масса тела, изменяются его пропорции, каждый день появляются новые движения и умения.

84. Двигательное развитие здорового ребенка протекает по определенной схеме и является из показателей физического и психического развития.

Для оценки правильности развития установлены определенные периоды жизни ребенка, в течение которых должны проявляться отдельные характерные реакции. Однако развитие каждого ребенка имеет индивидуальные особенности и сроки появления двигательных функций могут немного отличаться, поэтому эти критерии, как, впрочем, и все остальные нормы, которые носят рекомендательный характер, имеет только ориентирующее значение.

85. Итак, ориентировочные показатели двигательного развития ребенка в первом полугодии таковы:

К концу первого месяца жизни уменьшается мышечное напряжение, исчезает поза, характерная для плода, с согнутыми ручками и ножками.

На втором месяце ребенок выполняет бесцельные повороты головы набок, изгибает туловище, хаотично машет ручками и ножками.

На третьем месяце жизни движения головы и спины постепенно становятся все более спокойными, в положении на животе ребенок может удерживать голову, приподнимая все выше грудь и спину. Это умение появляется несколько раньше у детей, которых регулярно выкладывают на живот, что, по мнению некоторых педиатров, развивает органы зрения и способность наблюдать

Развитие глазных мышц позволяет все более длительное время фиксировать взгляд на блестящих предметах, находящихся на расстоянии трех метров, а чуть позже малыш начинает следить взглядом за двигающимися предметами и поворачиваться в направлении звука. Ребенок уже может разглядывать поднятые кверху ноги и руки.

Во время все более частых и более длительных периодов бодрствования малыш выражает радость, увидев или услышав близкого человека, - оживляется, издает звуки, смеется, трясет руками, как будто держит в них какой-нибудь предмет. В это время исчезают безусловные рефлексы периода новорожденности: хватания, ползания, защитный.

Четырехмесячный малыш в моменты радости или злости изгибает туловище, делает «мостик», что свидетельствует о развитии мышц спины. Малыш протягивает руки к игрушке, трясет ее. В 4-5 месяцев он уже может поворачиваться со спины на бочок, а если его потянуть за ручки, подтягивает предплечья и спину.

Пятимесячный малыш поворачивается со спины на живот, хватает предметы, подвешенные над его грудью, а вскоре и расположенные над головой или сбоку. Схваченный предмет ребенок в состоянии удерживать между ладонями сначала лишь несколько секунд. Следующий этап развития хватательных движений – сжимание вложенной в руку игрушки всей ладонью, но сначала без участия большого пальца. Ребенок отпускает игрушку, если в другую руку вложить следующий предмет.

В шесть месяцев ребенок хватает пальцы взрослого или палочку, садится и некоторое время остается в таком положении, сильно наклонившись вперед.

86. Ориентировочные показатели двигательного развития во втором полугодии:

Между седьмым и девятым месяцем ребенок учится самостоятельно садиться из положения на боку, и с каждым разом сидит все дольше и со все более прямой спиной. Некоторые дети, как правило, те, которые много времени проводят на животе, перед тем научиться сидеть, начинают ползать на животе, перемещаются при помощи рук, сначала выгибаясь дугой, затем пятятся задом и только потом ползут вперед.

Эти дети садятся позже остальных, а некоторые из них начинают стоять у опоры раньше, чем садиться. Считается, что такой порядок двигательного развития формирует правильную осанку.

К концу шестого месяца малыш начинает хватать предметы одной рукой. Очень скоро приходит умение держать одновременно в каждой руке по предмету и подносить удерживаемый предмет ко рту. Это начало самостоятельного приема пищи.

В шесть – семь месяцев ребенок с силой упирается ногами и делает подскоки, если его взять под мышки. В возрасте около восьми месяцев ребенок умеет самостоятельно хватать по одному предмету в каждую руку, перекладывать их из руки в руку и сознательно бросать. Постепенное развитие мышц руки позволяет к девятому месяцу хватать предметы уже двумя пальцами.

Между восьмым и девятым месяцем, если его поставить, малыш стоит у опоры и самостоятельно опускается на колени. Следующий этап подготовки к первым шагам – самостоятельный подъем при помощи опоры, а скоро и первые шажки боком вдоль опоры. В девять месяцев ребенок начинает передвигаться на коленях.

87. Умение ходить развивается постепенно между 9-м и 14-м месяцем, у всех детей по-разному, проходя следующие этапы:

88. Ходить без посторонней помощи дети учатся в течение нескольких месяцев.

Одни делают шажки очень осторожно, другие идут быстро, не обращая внимания на препятствия, третьи хождению еще долго предпочитают ползание.

В последние месяцы первого года жизни ребенок совершенствует умение хватать, манипулировать пальцами. Малыш трясет предметами, которые держит в руках, стучит предметом о предмет, может поставить два кубика один на другой, держать чашку, из которой пытается пить, и поддерживать бутылочку руками.

Развитие в 2-3 года: что умеет малыш

89. На первом году жизни заканчивается грудной возраст, второй – третий год жизни – период раннего детства.

Это время, когда тело преимущественно находится в вертикальном положении, развивается точность движений и чувство равновесия, ребенок становится все более самостоятельным.

90. В первом полугодии второго года жизни ребенок может стоять на цыпочках, наклоняться за предметами, лежащими на полу, легко садиться из положения лежа на спине.

Чуть позже он уже бегает на цыпочках, открывает коробочки, перелистывает страницы книг, складывает 3-4 кубика один на другой, пьет из чашки и все более ловко ест ложкой.

Во второй половине второго года ребенок начинает ходить, делая все большие шаги, не так широко расставляет ноги, ходит по лестнице, держась за руку, - ступает одной ногой и приставляет другую на каждой ступеньке.

К концу второго года бросает мяч, возит за собой игрушки, переступает через препятствия, высоко поднимая ноги, сам ходит по лестнице, помогает одевать и раздевать себя, пробует резать бумагу ножницами, водит карандашом по бумаге, ест вилкой, складывает в ряд и друг на друга 4-5 кубиков.

91. В начале третьего года жизни ребенок полностью овладевает самостоятельной ходьбой, ходит по лестнице, попеременно переставляя ноги, пробует переносить посуду с водой.

В середине третьего года может стоять на одной ноге, перепрыгивает преграды, строит «домики» из 8 кубиков, играет с мячиком.

В конце третьего года жизни ходит по узкой доске, самостоятельно ест, собирает разбросанные предметы и складывает их в определенном порядке, вытирает пыль, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки, но одевается еще с помощью взрослых. В это время определяется преобладание развития одной руки над другой.

Гармоничное развитие и степень двигательной ловкости, овладения различными навыками, самостоятельности в первые 3 года жизни зависят в большей степени от условий, создаваемых ребенку в семье.

Безопасность ребенка в доме и вне дома

92. После года в жизни вашего малыша, а значит, и в вашей происходят значительные перемены.

Ребенок начинает стремиться к самостоятельности – родители часто воспринимают это как своеобразный бунт. Но ведь ваш малыш – живой человек, а значит, у него могут быть колебания настроения, свои собственные чувства и желания. Поэтому вполне естественно, что малыш хотя и неумело, но настаивает на своем, пытается противостоять возможному насилию над своими действиями.

В этом возрасте ваш малыш – маленький исследователь. Вам его любознательность приносит массу хлопот. Но то, что малыш хочет все потрогать и попробовать сделать сам, - не каприз, а важный этап в развитии человека.

93. Чтобы малыш не причинил себе вреда из-за собственной любознательности, родители должны быть начеку.

Что может быть опасным для ребенка в собственном доме? Всевозможные крышки, дверцы и двери необходимо держать закрытыми. Острые, режущие, бьющиеся предметы должны быть недоступны малышу. Горячие краны и горячая вода, как и любые емкости с водой, тоже несут в себе опасность. Крошечному человечку действительно просто утонуть в стакане воды (а тем более раковине, бельевом баке или ванне). Даже простой полиэтиленовый мешок может привести к удушью.

Мелкие предметы еще более опасны, чем крупные, ведь в этом возрасте дети стремятся все попробовать. Почаще осматривайте свою квартиру глазами ребенка!

94. Самые простые таблетки (аспирин, витамины) могут стать причиной серьезного отравления. Опасны всевозможные красители, чистящие и моющие средства, порошки (в том числе сахар-песок, сода, соль, мука – при вдыхании малыш может задохнуться).

95. Цветы и комнатные растения, даже если они не вызывают аллергии, могут причинить вред, поскольку многие из них ядовиты!

Нарцисс, ландыш, жасмин, душистый горошек, плющ, гиацинт и многие популярные растения опасны для малыша, если он станет их жевать! Сок таких комнатных растений, как диффенбахия, молочай тирукали, смертельно опасен – он вызывает отек языка и гортани, что может повлечь удушье.

В природе наиболее опасны белена, белладонна, вех ядовитый, цикута, волчье лыко. В лесу ребенок может потянуть в рот ядовитый или несъедобный гриб.

96. Родители должны научить малыша не трогать опасные вещи, но простое запрещение часто разжигает любопытство и приводит к противоположному результату.

Зачастую ребенок не собирается делать то, о чем его предупреждают родители, но запрет только заостряет его внимание на том, чего делать нельзя.

97. Иногда стоит дать ребенку самому понять, почему нельзя трогать горячее или острое.

Это не значит, что нужно заставить его схватиться за раскаленную плиту или погрызть булавку. Но стоит позволить слегка дотронуться до не слишком горячего предмета, уколоться об иголку, несильно удариться о препятствие. На собственном опыте малыш лучше усвоит, что можно делать, а чего нельзя.

Не придирайтесь по мелочам, постоянно одергивая малыша, но четко давайте ему понять, чего он не должен делать ни в коем случае.

Календарь развития ребенка от 0 до 1 года

98. К концу первого месяца жизни у малыша появляются первые осмысленные реакции на окружающее.

Первое сознательное движение – сосательное при укладывании в позу для кормления – появляется обычно на третьей неделе жизни.

В два месяца ребенок осваивает способность задерживать взгляд на ярких предметах и различать звуки. Чуть позже он начинает успокаиваться, услышав человеческий голос, а вскоре и сам пытается «агукать». Подобные звуки издают все дети, даже глухонемые. В этот же период проявляются первые чувства – беспокойство, злость, удовольствие, интерес, первые слезы и улыбки.

В три месяца ребенок следит взглядом за движущимися предметами, рассматривает собственные ручки и ножки, играет с ними, все чаще смеется. Начинает привлекать к себе внимание окружающих громким криком, вступает в контакт с людьми, отвечает на голос, искренне улыбается, «разговаривает» и радостно оживляется.

Четырехмесячный малыш выделяет маму среди других людей, начинает различать яркие цвета. В пять месяцев отличает знакомых людей от незнакомых, все чаще издает уже не одиночные звуки, а произносит целые слоги и их комбинации.

В шесть месяцев с каждым разом все внимательнее наблюдает за людьми, пугается чужих – громко плачет, отвечает «разговором» и громким смехом на голос и улыбку, старается обратить на себя внимание, на ласку матери радостно реагирует и прижимается к ней.

В семь-восемь месяцев ребенок изучает окружающие его предметы, наблюдает за ними, берет в руки, постукивает погремушками и вслушивается в извлекаемые при этом звуки, моментально все тянет в рот. Знает свои игрушки и начинает их искать вокруг себя. На этом этапе в процессах познания мира участвуют все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

На девятом месяце жизни малыш начинает «имитировать» речь и повторять простые движения, понимает значение простых слов и знает свое имя. Участвует в простых играх с взрослыми, все чаще настаивает на своем, требует желаемый предмет, добивается внимания близких людей или просится на руки. В этот период появляется первые слова – «мама», «папа», «на» - малыш сначала просто повторяет их за взрослыми, а позже уже употребляет осмысленно.

Между девятым и двенадцатым месяцем жизни происходит скачок в развитии двигательной ловкости, ребенок накапливает все больше умений, лучше понимает слова, постепенно развивает речь. Усвоение новых слов зависит от их понимания ребенком.

99. Годовалый малыш понимает простые просьбы и запреты, такие как «дай», «на», «нельзя», ему известны значения многих слов, он уже пытается высказаться и сам.

Развитие умственных способностей грудного ребенка тесно связано с его физическим развитием. Поэтому степень развития в этом возрасте оценивается, прежде всего, по двигательным умениям.

Раннее детство и дошкольный период

100. Раннее детство – время совершенствования двигательных способностей, развития речи, ассоциативного мышления, умения концентрировать внимание.

Появляется способность к обобщению и абстрактному мышлению. Слово уже не только обозначает конкретный предмет, а раскрывает весь спектр ассоциаций.

Двухлетний малыш замечает, например, что цветы имеют определенный запах, форму, могут быть окрашены в разные цвета. Ребенок может устанавливать принадлежность предметов определенным людям, различают некоторые простые геометрические фигуры, у него появляются понятие количества.

Началом счета становится обозначение разницы между «единицей» и «больше единицы». Двухлетний ребенок, в общем, понимает, что означает «один» и «два». Часть трехлеток умеет в правильной последовательности назвать несколько цифр.

Развитие речи у детей 2-3-4 лет

101. Развитие речи на втором-третьем году жизни происходит необыкновенно быстро, а у многих малышей как бы скачками: несколько слов - и перерыв.

Это нормальное явление в периоды усиленной двигательной активности, когда движения и жесты отодвигают на задний план потребность разговаривать. Оно особенно характерно для живых, подвижных детей.

В первой половине второго года жизни количество употребляемых слов возрастает с каждым месяцем в несколько раз. Сначала ребенок произносит существительные, потом гласные. Между 15-м и 20-м месяцем начинает соединять слова на свой манер, например, «мама ам», а затем строить простые, из 2-3 слов, предложения.

102. К концу второго года число произносимых ребенком слов резко возрастает до нескольких сотен, и их произношение с каждым разом становится все более правильным.

Появляются слова, состоящие из нескольких слов. Первым местоимением становится «я». Трехлетний ребенок заменяет им свое имя (которое постоянно употребляет в речи двухлетний малыш). Чуть позже появляются местоимения «мы», «наш», чувство общности.

103. Трехлетний ребенок уже болтает, не переставая, его словарный запас включает почти 1000 слов.

Он стоит с каждым разом все более длинные предложения. Употребляет правильные грамматические формы, умело выражает свои мысли, анализирует происходящее, говорит о свершившихся событиях в прошедшем времени.

104. Часть детей в 3-4 года начинает заикаться.

У большинства из них это связано с тем, что развитие речи не поспевает за психическим развитием и потребностью быстрее высказывать свои мысли и впечатления.

105. Развитие мыслительных способностей в 2-3 года жизни происходит очень динамично.

На переломе первого и второго года представление о предметах связано с конкретным увиденным предметом или конкретным явлением. Слова «покажи носик» означают в понимании ребенка «показать свой нос». Это сенсорно-моторный этап развития мышления. После чего наступает этап. Когда слова начинают приобретать общее значение. «Покажи» означает возможность показать все что угодно, а «носик» - это не только свой собственный нос. В этот период малыш мыслит вслух.

106. Дальнейшее развитие мышления идет на основе собственного опыта, запоминания случаев, в которых начинают проступать причины и следствия.

Воображение только начинает формироваться и еще очень неотчетливо, о чем свидетельствует отсутствие у малыша чувства опасности (он может, например, выбежать на проезжую часть, войти глубоко в воду, прикоснуться к очень горячим предметам).

107. В возрасте 2-3 лет богаче становится мир чувств.

Ребенок не только любит, боится или злиться, но и способен сочувствовать, завидовать, беспокоиться о близких. Несмотря на сильную зависимость от родителей, трехлетний ребенок пытается добиться своего, и с каждым разом проявляет в этом все большую самостоятельность, становится упрямым и любит оказывать сопротивление. Это требует от взрослых большой выдержки и терпения. Ровное и ласковое отношение вернут ребенку равновесие и доверие к родителям.

108. По мере овладения речью ребенок осваивает различные формы вежливого обращения.

Употребление слов «спасибо», «пожалуйста» зависит от того, как скоро научат этому окружающие и как часто они сами произносят эти слова. Станет ли вежливость привычкой. Как и вообще правильное поведение малыша, зависит от обычаев, существующих в семье и окружении, которые ребенок буквально «впитывает» в себя с первого месяца жизни и которым очень рано начинает подражать.

Постоянные одергивания «Поздоровайся!» или «Скажи спасибо» не помогут развитию вежливости: ребенок или больше смутится, или из чувства противоречия не сделает этого. Лучше объяснять детям правила поведения ненавязчиво, наедине. Вы можете приводить примеры из сказки, например: «Посмотри, какой грубый этот Людоед (Волк, Кащей Бессмертный и т.п.)!» «А какой вежливый Мальчик – с- пальчик (Красная Шапочка и т.п.)!» Постепенно ребенок начнет понимать, что вежливых людей все любят, а грубые и невоспитанные вызывают только раздражение и насмешки.

Показывайте малышу на собственном примере, как нужно себя вести. Всегда приветствуйте ребенка и других людей («Доброе утро…»…, «Привет…»). Скажите малышу, чтобы он тоже поздоровался («Скажи: «Привет, Саша»), но не приставайте к нему с этим. Чтобы малыш научился здороваться, важно, чтобы те, кого он приветствует, сами отвечали ему весело и приветливо.

109. Четырехлетний малыш умеет правильно называть цвета.

Умение определять оттенки и сложные цвета зависит от тренировки и от того, насколько заинтересованы в его развитии окружающие.

110. Умение считать не приходит вместе с умением называть правильно последовательность цифр, которым обычно владеет трехлетний малыш.

До четырехлетнего возраста он, как правило, может пересчитать 3-4 предмета. В возрасте 5 лет справляется уже с большим количеством предметов, правильно считает до 10.

111. Четырех - пятилетний ребенок должен понимать и к месту употреблять слова, обозначающие пору года и время суток.

Шести-семилетние дети уже знают дни недели и месяцы.

112. Ребенок 6 лет умеет считать до 100, по единице и десятками, складывает в пределах 10 и вычитывает в пределах 5.

В семь лет складывает и отнимает в пределах 20. Умением различать денежные купюры дети овладевают в разном возрасте в зависимости от обстоятельств, значительно раньше те из них, которые участвуют в покупках.

113. В детском возрасте процесс обучения происходит через наблюдение с дальнейшим анализом причин и следствий.

Главная форма обучения в этом возрасте – игра, которая развивает сообразительность, наблюдательность и способность все дольше концентрировать внимание. Игры с песком, кубиками, конструктором вырабатывают точность движений и способствуют развитию воображения.

114. Тематические игры развивают наблюдательность, память и воображение.

Тематические игры основаны на придумывании различных ситуаций – поездка на несуществующем автомобиле, кормление кукол несуществующими блюдами и т.д.

115. Творческие игры: лепка из пластилина, рисование, вырезание из бумаги – развивают руку и эстетические чувства.

Между третьим и шестым годом жизни обучение в игровой форме становится подготовкой к школе.

116. Развитие речи ребенка, умение вести диалог с окружающими происходит постепенно.

В самом начале диалог между малышом и окружающим миром обеспечивается мамой, заполняет паузы, подсказывает ребенку возможные варианты высказывания, различные темы для обсуждения. Но особое значение имеет появление самостоятельной речи, по инициативе самого ребенка, постепенно диалог начинает превращаться в разговор равноправных партнеров по общению.

Нужно стремиться к такому диалогу, не отмахиваться от детского лепета, а всячески поддерживать желание ребенка общаться с вами.

117. Ребенок по-прежнему еще не может понять всего, что вы ему говорите. Из большого количества информации он запомнит совсем немного.

Разговаривайте с ребенком в течение дня, называя объекты, описывая, что вы делаете и т.д. будьте особенно внимательны к предметам, на которые ребенок смотрит или с которыми играет. Их названия будет легче выучить, так как они уже вызвали интерес и внимание.

Волноваться по поводу правильности произношения, когда малыш пытается выучить новые слова, пока рано.

Даже если то, что он говорит, резко отличается от нормального слова, все равно считайте это словом, если ребенок систематически употребляет его по отношению к тому же объекту или событию. Продолжайте демонстрировать правильное произношение, но не требуйте, чтобы малыш повторял его. Реагируйте на содержание сообщаемого, а не на его форму.

Наш канал в Telegram

Это интересно