Пищевое расстройство у ребенка
Привередливость или пищевое расстройство?
Через стадию привередливости в том или ином возрасте проходят многие дети. То они не хотят пробовать что-то новое, то отказываются от некогда любимой пищи, то вообще не хотят ничего есть, воротя нос от тарелки и сводя родителей с ума. Это нормально и это не длится долго. И хотя те или иные пищевые пристрастия или отвращение к какому-то продукту могут оставаться еще долго, большинство детей перерастает привередливость к 6-летнему возрасту. Большинство, но не все.
Матвей был одним из таких детей, чья разборчивость в еде так и не прекратилась. Более того, с годами она становилась еще экстремальнее. На самом деле легче перечислить то, что он соглашался есть, чем то, от чего он отказывался, ведь ел он всего только пять блюд. "В три года, - говорит мать Матвея, - он ел только оладьи со сгущенкой, картофельное пюре, треску, черный хлеб и пил какао. Он не соглашался ни на какие фрукты, ни на какие каши, ни на какие овощи, кроме картошки, и ни на какие другие способы приготовления. Например, жареную картошку он не ел, как не ел сгущенку отдельно от оладий. Конечно, мы жаловались педиатрам. Но те либо считали, что мы его разбаловали, и запрещали кормить его любимой едой, либо уверяли, что это нормально для его возраста и что он сам поест, если проголодается."
Мантру "Ребенок не уморит себя голодом" очень любят повторять все педиатры несчастным родителям маленьких приверед. А вот Матвею уморить себя голодом почти удалось. Когда родители по совету педиатров стали ограничивать его в любимой еде, то Матвей практически ничего не ел целую неделю, и к ее концу он был настолько без сил, что все время лежал не вставая. Это классический случай пищевого расстройства, о котором большинство людей даже не слышали, но которое реально существует и называется уклонительным/ограничительным расстройством приема пищи (avoidant/restrictive food intake disorder (ARFID)).
ARFID еще мало изучен, но эксперты предупреждают, что это экстремально ограничительное пищевое расстройство может привести к серьезным проблемам со здоровьем, если ребенка вовремя не лечить. В 2013 г уклонительно-ограничительное пищевое расстройство было официально добавлено к перечню заболеваний в новой редакции Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (США). Поскольку расстройство официально признано относительно недавно, лишь небольшое количество педиатров принимает его в расчет и еще меньшее количество умеет его правильно лечить. Между тем, проблема не так надуманна, как может показаться.
Потенциальные последствия уклонительно-ограничительного расстройства
Один из симптомов уклонительно-ограничительного расстройства - постоянный стресс ребенка от упоминания еды. В окружении этих детей слишком многое вращается так или иначе вокруг еды. Настолько, что любое упоминание о еде начинает доставлять им беспокойство, причинять стресс и препятствовать их социальной жизни. Они начинают меньше общаться, поскольку не могут запросто пойти с друзьями в школьную столовую, в кафе, на день рождения, на вечеринку, да и просто пообщаться без того, чтобы не возникла тема питания. Таким образом, пищевое расстройство тормозит социальные навыки ребенка.
Еще один классический признак этого расстройства - чрезвычайная ограниченность рациона. Он представляет собой постоянно повторяющийся набор из 20-30 или менее продуктов, категорический отказ пробовать хоть что-то новое, вплоть до страха перед новой едой. Многие родители воспринимают это лишь как особенность характера ребенка, безобидную привередливость или даже зачатки гурманства, но проблема в том, что со временем из этого и без того ограничительного списка начинает отпадать все больше продуктов. Известно много случаев, когда с ростом ребенка этот список постепенно сужался до десяти и менее "пунктов".
Физические проблемы со здоровьем обязательно следуют за психологическими. Даже если ребенок не выглядит истощенным или обладает лишним весом, он все равно страдает от недостаточности питания. Симптомами такого недоедания бывают: быстрая утомляемость, головокружения, чувствительность к перепаду температур и экстремальным температурам (например, так называемая мерзлявость), головные боли, онемение конечностей, рандомные боли непонятного происхождения. Часто у таких детей из-за дефицита витаминов минералов и питательных веществ развивается анемия, остеопороз, недостаточность мышечной массы, начинаются проблемы с сердцем и сосудами.
В чем причина появления уклонительно-ограничительного расстройства?
В отличие от других пищевых расстройств ARFID не имеет никакой связи с телесным образом или желанием похудеть. Часто в его основе лежит какая-либо травмирующая ситуация из раннего детства, связанная с едой. Например, страх подавиться, если уже был похожий опыт. Страх смерти от отравления, если за каким-либо приемом пищи следовало несварение желудка. Или даже пребывание в кювете для недоношенных, со всеми этими трубками, вставленными в нос и рот. На подсознательном уровне психика отвергает любую еду, которая так или иначе не кажется абсолютно безопасной. Страх смерти оказывается сильнее страха голода.
Поддается ли ARFID лечению?
К счастью, несмотря на экстремальности проявления уклонительно-ограничительное расстройство вполне поддается терапии. Проблема лишь найти врача, который отнесся бы с должной серьезностью к этому расстройству.
Поскольку в основе лежит травма, то подходить к терапии нужно с осторожностью. То, что работает для булимии, анорексии и компульсивного переедания, может быть бесполезно и вредно для уклонительно-ограничительного расстройства. Если перегнуть палку и форсировать события, то можно усугубить имеющиеся страхи и даже запустить цепь новых симптомов, создавая своего рода порочный круг.
Вместе с тем, при должном подходе ARFID легко преодолим. Особенно успешна терапия у подростков, которые наиболее мотивированы преодолеть расстройство, препятствующее их полноценному общению со сверстниками. В этом тоже кардинальное отличие ARFID от других пищевых расстройств, при которых подростки - самый трудный контингент для терапии.
Что делать родителям при подозрении на уклонительно-ограничительное расстройство?
Бесполезно и даже вредно вызывать у ребенка чувство вины или стыда, чтобы заставить его есть больше или пробовать новые блюда. Если ваш ребенок - привереда, не говорите, как много он упускает или как огорчительно то, что он не ест то же, что и все. Скорее всего, он и сам уже принимает сложившуюся ситуацию близко к сердцу и на подсознательном уровне чувствует в ней свою вину. Тогда как родители склонны акцентировать аспект физического здоровья пищевой привередливости, психологические ее последствия часто упускаются из виду. Между тем, постоянная озабоченность едой может перерасти в настоящую манию, если психологический стресс самого ребенка не принимается во внимание.
И хотя без помощи профессиональных диетологов в особо запущенных случаях привередливости справиться трудно, большая доля успеха зависит от самих родителей. От их деликатности, ненавязчивости и умения вовремя распознать проблему. В конце концов, кто как не они может понять своего ребенка. Главное - не спешить и не опускать руки.
А что же Матвей? Сейчас, в 13 лет, он благодарен свой матери за то, что она вовремя приняла меры и нашла детского психолога, который с пониманием отнесся к проблеме. Сам он почти не помнит то время, когда питался одними только оладьями. Да, он по-прежнему их любит, но ест далеко не каждый день и даже не каждую неделю. Ведь в жизни есть еще столько вкусных вещей!