Йога в нашей жизни: какую школу выбрать?
18.01.2018 81228
Среди многообразия восточных практик укрепления духа и тела легко запутаться. Одни практики позволяют стать духовно развитым, и там нет строгой аскезы. Другие требуют почти нечеловеческих усилий для укрепления здоровья и скрытых, эфемерных свойств сознания. В третьих важна неразрывная связь образа жизни с уединением и удалением от суеты. Но чаще всего, выбирая себе практику для начала новой жизни тела, мы останавливаем выбор на йоге. Но школ йог много, и здесь тоже важно понять назначение каждой из них.
Начнем с описания йоги нидра. В основе этой системы — глубокое расслабление тела с одновременным переключением сознания внутрь. Сами сеансы нидра достаточно продолжительны, в течение полутора часов вам потребуется максимально спокойно лежать и слушать инструктора. За время, проведенное в положении контролируемого покоя, восстанавливаются силы и упорядочивается сознание.
Есть школа йоги, основанная врачом из Индии, которого зовут Мадан Катарья (особенности произношения допускают и вариант Катария), которая практикует лечебный смех. Некоторые упражнения в этой системе вызывают безудержный и безмятежный смех, напрямую связанный с глубоким дыханием. Ваши мышцы получат хорошую и полезную встряску, и после сеанса йоги смеха вы почувствуете легкость дыхания, так как изрядно провентилируете свои легкие.
Одна из самых сложных и утомительных практик в йоге — сукшма-вьяяма. В этой системе люди добиваются укрепления суставов и окружающих суставных сумок, сухожилий, мышц. В значительной степени данные методики призваны укрепить суставы до начала старения организма, поэтому не всем подойдет данный комплекс упражнений и асан. Рекомендованный возраст для занятий сукшма-вьяяма — между 24 годами, когда костно-суставные части скелета сформированы, и 40-45 годами, когда в организме начинаются необратимые процессы старения.
Тантрические практики у многих ассоциированы с чем-то интимным, но первичное значение тантра-йоги совсем иное. В Индии это была практика единения человека с божественной силой, пусть и не совсем привычным путем. В основе тантры лежит система упражнений, рекомендованных двум знакомым (женатым) людям, для максимального изучения как свойств своего тела и организма, так и основ духовного осмысления происходящего вокруг. Из некоторых источников следует, что только тантрические практики позволяют не разделять земные удовольствия и духовный путь человека.
Среди систем йоги появляются и совсем уж экзотические, не относящиеся к исконно индийским практикам. К такому набору сомнительных упражнений-асан можно отнести так называемую антигравитационную йогу, которую приписывают американскому гимнасту и хореографу К. Харрисону. Особых силовых нагрузок в данной йоге вообще нет, а комплекс асан сводится к своеобразным позам для возлежания в подвешенном гамаке. Каким-то образом практикующие такую диковинную систему обретают легкость и укрепление позвоночника. На самом деле, дуговая нагрузка на позвоночник в гамаке исключает какое-бы то ни было укрепление.
Англичанка Франсуаза Фридман — еще один создатель комплекса асан, который она назвала женской йогой. Это уже больше профилактическая система укрепления и восстановления тела и нервной стабильности для женщин после родов и в периоды ПМС. Плавность и мягкость самих упражнений и переходов из позы в позу предполагают широкий круг адептов данной йоги, это могут быть и девушки, и женщины в период менопаузы и после нее.
Таким образом, счет школам йоги сегодня идет на десятки, причем часть из них можно уверенно назвать не традиционными. Самим понятием «йога» стали оперировать люди, порой о первоначальном назначении йоги не имеющие ни малейшего представления. Для того, чтобы сориентироваться в мире восточных практик укрепления духа и тела, старайтесь почаще изучать справки о них из первоисточников.